ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА
---
ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА (продолжение 2.)
По работам В.А. Чудинова и других историков России 19 – 21 веков
Государство Вагрия, которое является целью моего исследования, располагалось на территории современной Германии. Естественно, что, исследуя этот оплот русской культуры на берегах Балтийского моря, я должен хорошо представлять себе, кто противостоял народам, населяющим эту страну, и почему о русском происхождении Мекленбурга современные историки практически ничего не говорят.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
К очерку деполитизированной истории
"ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА"
В. А. Чудинов
"...Что обычно хотят видеть потомки? Потомки желают видеть свою историю ясной, прозрачной и мудрой. Они хотят быть уверены, что если их предки откуда-то и пришли на новые земли, то пришли уже довольно подготовленными, с интересной мифологией и религией, ни у кого эти земли не отнимали, никого из-за этих земель не убивали, а если даже и включили местных жителей в свою новую страну, то научили их многим сторонам своей культуры, которой те не владели. Словом, предки были высококультурными, мирными, гуманными по отношению к местному населению людьми и в то же время весьма способными к дальнейшему развитию.
Хорошо, если существующий исторический материал это подтверждает. Правда, если он отсутствует, до некоторой степени придет на выручку археология, которая может подтвердить, что в определенное время на определенной территории проживали определенные народы. Пока, однако, «разрешающая способность» археологии и в вопросах датировки, и в вопросах этнической принадлежности найденных в земле вещей чаще всего много ниже, чем историографии, так что не всегда может помочь и она. Можно попытаться найти некоторые свидетельства в трудах историков или даже писателей, путешественников и просто осведомленных людей других эпох у других народов. К сожалению, этот материал уже к середине XIX в. на распространенных языках был использован. Например, по русской истории изучались не только центральные библиотеки Европы, но и некоторые монастырские библиотеки. В XX в. руки дошли и до более экзотических источников – сведениях о Руси на скандинавских, арабском и персидском языках. Так что к настоящему моменту и этот источник почти иссяк.
Можно придумать своей стране некоторую историю, как мы сейчас наблюдаем в ряде стран бывшего СССР, например, государственность у казахов до вхождения в СССР или неких жрецов – укров, от которых якобы пошла Украина. Это, однако, область не исторической науки, а исторической мифологии. К сожалению, ряд стран Запада этой болезнью не только не переболел, но и болен в наши дни.
infourok.ruМифологический или сказочно-былинный жанр...
Наконец, можно найти какой-то новый исторический источник, до сих пор не исследованный, который проливает дополнительный свет на известные вещи. В моих исследованиях я такой дополнительный источник нашел. Это – эпиграфика. Собственно говоря, данная вспомогательная историческая дисциплина существует уже довольно давно в недрах археологической науки. Но обычно ее вклад в историографию не очень велик и ограничивается прочтением и комментированием какого-либо текста, нанесенного не на бумагу или пергамент, а на камни, металл, дерево, кость, стекло – более прочные материалы, которые могут сохранять надписи в течение столетий, а иногда и тысячелетий..."
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
К очерку деполитизированной истории
"ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА"
В. А. Чудинов
Но информация по истории Древней Руси появляется как из эпиграфических памятников Скандинавии так и из письменных источников даже самой современной Вагрии:
Некоторые данные о присутствии славян в древней Скандинавии
Читая древние рунические надписи Скандинавии, я долго не мог найти прямого подтверждения присутствия славян на севере древней Европы. В опубликованных на сайте Академии Тринитаризма отрывках из книги М. Орбини есть сведения общего характера о славянах в древние времена в Европе,
Азии и даже Северной Африке, однако большинство источников, на которые он ссылается, ныне недоступны. Поэтому я благодарен сербскому ученому и писателю Драголюбу Античу, который, во время Первого международного конгресса
«Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура»,
состоявшемся 12-14 мая 2008 года в Санкт-Петербурге, ознакомил меня с исследованиями А. Вельтмана. Вот некоторые фрагменты из его работ, в которых упоминаются народы древней Скандинавии.
Привожу несколько цитат из работ А. Вельтмана [1, 2], по возможности сохраняя оригинальный текст. Не используемые сейчас дореформенные буквы кириллицы заменены современными, опущен твердый знак в конце слов. Фрагменты, показанные в цитатах жирным шрифтом, выделены мной.
Стр. 58 [1]: «Водворившиеся на острове Зеландия Готы-Дацияне окружены со всех сторон Русскими областями и племенами Славянскими. Они распространяют сперва влияние свое на Кимврийский или Сербский полуостров, потом на Славян-Вандалов или Вендов, на Славяно-Ситунские владения в
Скандинавии; потом на приморскую Холмоградскую Русь и Русь Коногардскую или Гунугардскую; непрерывная борьба идет с Сербами, Славянами, Вандалами, Руссами, Гуннами, и все эти общие прозвания заменяются одно другим».
Стр. 72 [1]: «Спросить теперь, какие были отношения Свевонов Скандинавии к Готам? – Ненависть и постоянная борьба, которых не могла утаить История, при всем желании историков сроднить пришельцев с туземцами. «Они (Свеи) были в постоянной войне с владетелями Готскими» — говорит Гейер в Истории Швеции, но, не решаясь отступать от водворенного мнения, что древние Sueuoni одного происхождения с Готами, Гейер прибавляет: «эти постоянно-враждебные отношения Свеонов к Готам доказывают, что единство происхождения (!) и верования (!) этих двух народов не истребило их независимости и взаимной ненависти (?)». Подобные гипотезы, противные истине, почти всегда обличают сами себя: «однако же, — говорит на другой странице Гейер, — эти народы (Свевы и Готы) смешиваемые ныне, были долгое время различны; но издавна уже единство теократического правления соединило их (?)»*.
* Не древнее верование соединило их, а Христианство, если говорить вообще; в частности же, не спорим, что между Сайванами (Славянами) и во Фракии, и в Дации, и на острове Зеландии были последователи теократизма Готов.
«Изчислим первых владетелей Скандинавии и посмотрим, не вопреки ли смыслу и ходу Истории сроднили их с Готами. На древе рода, как и на простом дереве нельзя скрыть рубец прививки.
Владетельный род Свевонии был Инговский, или, выражаясь по Сербски, Иановский, происходящий от родоначальника Yngae – Инко, Ианко. По другим сказаниям этот родоначальник был Ivar; по отчинному же роду прозывался Сигурдским — Sigurdska atten. Но отбросив обычное придаточное окончание на r, Ivar обращается в Иво, Иово, Иован, Иано – Inge; Sigurd же или Sjurd есть Готское произношение Кимврийского или Сербского Georges; следовательно, Инговский или Иановский род составлял ветвь Юрьевского рода, от которого произходили все великие и удельные Русские князья. Свевонские князья и известны были Истории под названием Fylkis-Kuningar, то есть великие князья, и князья удельные (Skilfingar), точно также, как удельные и великие князья, подвластные Русскому В.К. Олегу».
Стр. 116 [1]: «Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море Северными странами владели Руссы. По народным преданиям, древняя Великая Русь обнимала первоначально всю Скандинавию, все острова Балтийского моря, полуостров Сербский (Chersonesus Cimbrica) и Вендскую землю (Vinland, Vandalorum Terra) между Эльбой и Вислой. В то же время известна уже была и Русь Холмоградская, в последствии Белая, и Русь Кыянская или Киевская, распространявшаяся на всю Волынь и Украйну до Дона и далее. Первенство Киевских князей обозначается восстанием всей Руси в 3-м веке по Р.Х. на Готов-Дациян. Под предводительством Кыянского князя Гано было 170 Русских князей. В 5-м веке то же первенство: вся Русь поднимается сначала под предводительством Киянского князя Болемира, потом довершает победы под предводительством Аттилы».
Из исследования [2] (стр. 2): «Svevi или Германы – не Готы; этому свидетель не один Страбон; да к тому же Готов, до времен Траяна, не существовало в Скандии, откуда историк их Иордан ведет покорять Германов».
Из исследования [2] (стр. 4). К переселениям распавшихся в Азии гражданских обществ, вошедших в состав Запада Европы и имевших влияние на судьбу ее, автор [2] относит:
Стр. 166 [2]: «Иерархическое общество древних Готов, постоянно теснимое сперва из Азии, а потом из Фракии и Мизии, образовало было свой Готгейм в недрах Карпатов в стране Римских изгнанников, которые без сомнения и были первыми прозелитами их верования и первым приобретением материальной силы. В при-Дунайских Славянских племенах, отстаивающих свои границы от побед Рима, нашли Готы и собственную ограду и даже поборников против общего врага. Но, пользуясь междуусобиями Князей, во время Маробуда, Римляне успели перешагнуть за Дунай и основать Vannii Regnum. Вскоре, Траян проник в Дацию и обратил ее в Римскую провинцию. Готы принуждены были искать новоселья для своей централизации. Для них не оставалось иного пути, кроме как на север, и иного места для поселения, кроме тундр в оконечностях Фанского (Финского) залива; ибо Славяне, составляя между собою родовое и религиозное единство, не допустили бы поселения Чуди в собственных своих областях».
Далее: «По сказаниям или сагам северным, Готы, под владычеством Сиггэ Фридульфзона (Одена) пришли первоначально в Квенландию, то есть в страну Квенов; следовательно, в Каянию (восточная часть Финнии), которой жители и по сие время называются Квенами (Kainulainen), и потом окончательно водворились в Скандии, в стране Ситонов, которые, как видно из Тацита, есть Финское племя.
Предание упоминает, что тут жили уже древние, предшествовавшие Готы (Forn-Joten, Juti, Jotuni); следовательно эти древние Готы суть Чудские племена, получившие название Финнов по смешению с коренными Вендскими племенами».
Среди главных выводов исторического исследования [2], размещенных на стр. 168 -171, к вопросу о народах Скандинавии относятся следующие два пункта: «1. Под именем Germani, в смысле племен, Римляне понимали многочисленные племена Славян» и «4. Часть Гетов или Готов (Магов), рассеянных во времена Кира по всей Азии, и преследуемых им, переселились из страны при-Каспийской во Фракию, Мизию и на Дунай. В 4-м веке до Р.Х. знает их уже во Фракии Геродот. Около 1-го века до Р.Х. они сосредоточились в Дации. По покорении же Дации Траяном, в исходе 1-го века по Р.Х., главное иерархическое правительство их перешло в Квенландию (нынешнюю Финнию) и потом водворилось в Скандии. Оставшаяся в Дации и Мизии часть Готов, вероятно прозелитов их верования, покорилась Римлянам».
Отсюда становится понятным, почему все известные рунические
Один и Готы дацияне
памятники Скандинавии и другие находки с руническими надписями непременно датируются временем не ранее второго века н.э., то есть после появления Готов в Скандинавии. Но тут «темные историки» (историки темных веков) и лингвисты не учли одну мелочь:все сохранившиеся древнейшие рунические надписи читаются Славянскими рунами на Русском языке и никакого отношения к Готам не имеют. Иначе они давно были бы прочитаны на древних или не столь древних германских языках. Ведь по основным источникам «темных историков» германские руны дал Один, который, как следует из цитированного выше, пришел в Скандинавию в конце первого – начале второго века н.э.
В предыдущей своей статье [3], не имея никаких исторических сведений, а основываясь только на заданной историками датировке рунических камней, я предположил, что Один появился в Скандинавии только к концу первого тысячелетия. Из исследований [1, 2] следует, что это не так. По-видимому, военное, политическое и этнокультурное завоевание Скандинавии продолжалось в течение всего первого тысячелетия н.э.
А. Вельтман в своих исследованиях [1, 2], написанных почти полторы сотни лет назад, ссылается на многочисленные сведения, дошедшие из древности, и прямо утверждает, что древняя Скандинавия – это древняя Русь. Он не мог знать, что древние рунические надписи Скандинавии принадлежат Славянам. Кроме того, большая часть этих рунических надписей была найдена менее ста лет назад, а прочитаны они только в 2007 – 2008 годах. Труды А. Вельтмана до мая 2008 года мне известны не были, так что обвинить нас в сговоре крайне трудно. А опровергнуть прочтение большинства древних рунических текстов никаким заказным историкам и лингвистам уже не под силу, — слишком много явных смысловых текстов, чтобы предположить случайное совпадение знаков или их подгонку.
Скандинавия – страна Русов
Наряду с многочисленными памятниками со славяно-арийскими символами, разбросанными по всей Европе, существуют и памятники с руническими письменами, возрастом от двух до полутора тысяч лет. Особенно много таких памятников в Северной Европе, в Скандинавии.
К ним относятся, прежде всего, рунические камни, которые современные учёные относят к периоду I-V веков н.э., хотя и предполагают, что их возраст значительно больше, и брактеаты – плоские тонкие монеты из золота или серебра с чеканкой на одной стороне (мы сегодня называем такие изделия медальонами).
Всегда считалось, что рунические письмена эти написаны древне-германскими рунами или так называемым «старшим футарком». Однако, ни одна руническая надпись, относящаяся к этому периоду, этими рунами прочтена не была. В том смысле, что рунологи и историки как бы что-то читали при помощи футарка, но на выходе получали безсмысленный набор букв, который затем «приводили» к более-менее удобоваримому виду, используя всевозможные натяжки и допущения. За 90 лет своего существования западная рунология так и не прочитала нормально ни одну руническую надпись.
Единственным подходящим инструментом для прочтения скандинавских рун оказались славянские руны. С их помощью надписи читаются прекрасно, безо всяких подгонок, как это ни прискорбно для ортодоксальных учёных. Заставил скандинавские руны говорить по-русски Олег Леонидович Сокол-Кутыловский, член-корреспондент РАЕН, научный сотрудник Института геофизики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург).
Он проанализировал рунические надписи на 35 брактеатах, около 30 надписей на застёжках и украшениях, кольцах, медальонах, монетах, оружии, на 30 рунических камнях и около десятка надписей на кости и дереве. География памятников рунической славяно-арийской письменности, которые он нашёл, впечатляет. Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, Польша, Литва, Украина, Франция, Болгария, Венгрия, Сербия и европейская части Турции. Он написал пару десятков статей, где подробно рассказал о своих исследованиях (см. http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/01/0766-00.htm). Учёный пришёл к закономерному выводу: практически все древние рунические надписи северной и центральной Европы, считавшиеся ранее германскими, осмысленно читаются на славянском (русском) языке.
Давайте и мы почитаем некоторые свидетельства, открытые русским учёным, которые оставили наши далёкие предки две тысячи лет назад, когда Скандинавская земля была их родиной.
Надписи на рунических камнях
Самым известным руническим камнем в Северной Европе является камень из шведского города Рёка. Камень содержит самую длинную руническую надпись из числа известных. Она состоит из 762 рун и датируется IX н.э. веком. Текст написан на всех сторонах камня, включая торцы и верх.
Рёкский камень.
Шведы «расшифровали» надпись следующим образом:
«О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына. Скажи, память, какой добычи было две, которую двенадцать раз на поле брани добывали, и обе брались вместе, от человека к человеку. Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов и до сих пор все первый в битве. Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов. Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов».
Однако, русский учёный Сокол-Кутыловский, используя славянские руны, приводит свою расшифровку каждой строки надписи, которая оказалась гораздо длиннее шведской, и доказывает, что «шведская руническая поэма» не имеет ничего общего с тем, что написано на камне в действительности. Ни о каком Вемуде в ней речь совсем не идёт, как и о Тьодрике, которого отождествляют с королём вестготов Теодорихом. Более того, своей расшифровкой он разбивает миф о древней поэтической рунической литературе шведов. Единственной правильной догадкой шведских рунологов является то, что камень является монументом павшим. Что же на нём написано, на самом деле? Приведём фрагмент расшифровки надписи, которая полностью приведена в статье учёного «Рунический камень из Рёка: мифы и реальность»:
«Поставили своим званным. Они жизни решили отдать [за] рагов. Не равное сражение то не они начали, они вступили в их бой, так как к ним пришли… Войско они разбили то. Пусть земли к ним отойдут… Датчане напали на земли, на них слуг (работников) владельца тех их земель. Не иначе, как считали установить налог (на) землю их склоняли их ту землю отдать им… Если бы не были неры Ниваннед, Ваннед и Неванхнанне на службе у владельца земли… И не нападают на земли те. Нет датчан тех, так как неры … охраняют, так как дали (им) земли, их земли…»
Речь идёт о конфликте между земледельческими общинами славянских народов рагов и неров с одной стороны, и датчанами с другой. Датчане попытались собирать с соседей дань, но получили отпор, причём решающую роль в этом сыграли неры, которым и был поставлен этот памятник. Они пришли на помощь рагам. Из расшифровки надписи можно понять, что неры работали в тех местах по найму. После конфликта они получили часть граничащих с датчанами пахотных земель в собственность и обязались их за это охранять от посягательств датчан.
Спор между норманистами и антинормнистами продолжается и сегодня. И, казалось бы информация из Мекленбургских генеалогий ставит точку в этом споре, т.к. хотя варяги и скандинавы, но они славяне – русы. Но норманистами выдвинут аргумент – русы являются германскими племенами. Свидетельства Иордана о том, что русы-вандалы это славяне безапелляционно отметаются и выдвигается ничем не подтверждённое утверждение русы – норманы.
Древняя Скандинавия – страна Русов, Древняя Русь.
"...Ценнейшими источниками, практически не изученными ни в нашей стране, ни зарубежом, являются
мекленбургские генеалогии.
Этот корпус в целом формирует генеалогическую традицию о начале Руси, происхождение которой связывали с землёй Мекленбург в Северной Германии.
Генеалогия – это сложный источник, который непросто использовать в историческом исследовании. Зачастую даже пишут о его «ненаучности», т.к. составители родословных не ставили перед собой специальных исследовательских целей и задач. Например, в 1708 г. вышло первое издание «Генеалогических таблиц» Иоганна Хюбнера, которое было настолько популярным, что было несколько раз переиздано.[4] Хюбнер, как и многие другие составители генеалогических сборников, вряд ли сам исследовал генеалогии, приводя без комментария две различные родословные Рюрика, по одной из которых тот был варяжским князем, основателем древнерусской княжеской династии, отцом Игоря, а по другой – потомком вандальских королей, правивших в Мекленбурге.[5]
В то же время на основе генеалогического материала начали писать первые научные исследования. В 1716 г. Фридрих Томас издал труд, посвящённый свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и Екатерины, дочери царя Ивана V. Книга затрагивала вопросы генеалогического родства двух династий.[6] Вскоре вышла работа профессора и д-ра теологии Ганса Клювера об истории мекленбургского герцогства в трёх томах.[7] Позднее в Лейпциге появляется фундаментальный труд Матиуса Иоанна фон Бэра под названием «Rerum Meclenburgicarum» на латыни, а вскоре увидел свет и немецкий перевод.[8] На протяжении всего XVIII в. – времени укрепления русско-немецких политических и династических связей – было издано немало работ, в которых происхождение Руси связывалось с Мекленбургской областью.[9]
К тому времени немецкая письменная и генеалогическая традиция о Древней Руси вполне сложилась. Наиболее ярко она была выражена в «Записках о Московии» Сигизмунда Герберштейна, побывавшего в России в 1517 и 1526 гг. На Западе в Герберштейне видели «Колумба России», он одним из первых рассказал европейскому читателю о русской державе, о её быте и истории.[10]Герберштейн коснулся также вопроса о происхождении русского правящего дома и высшей знати, которые принадлежали к династии Рюриковичей.
«Если принять во внимание, – писал он, – что они (т.е. московиты, – В.М.) сами именуют Варяжским море Балтийское и то, которое отделяет от Швеции Пруссию и Ливонию, а затем и часть их собственных владений, то я лично полагал, что князья их были, по соседству, или шведы, или датчане, или пруссы. Далее, по-видимому, славнейший некогда город и область вандалов, Вагрия, была погранична с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии, и при том само оно и тот залив, который отделяет Германию от Дании, равно как Пруссию, Ливонию и, наконец, приморскую часть Московского государства от Швеции, и доселе ещё удерживает у русских своё название, именуясь
Варецкое море, т.е. Варяжское море.
Сверх того, вандалы в то же время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию. На основании этого мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее от вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком».[11]
С. Герберштейн выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. Его разделял, к примеру, Николай Маршалк – выдающийся представитель северогерманской науки, который был одним из тех, кто вывел мекленбургскую историческую школу на качественно новый уровень, переиздал множество классических трудов, предложил ряд собственных гипотез в области древней истории. Маршалк широко использовал мекленбургские генеалогии, восходившие к королям вандалов, и находил в них «русские» корни через древнее родство вандалов с руссами и герулами. ..."
Мне посчастливилось обнаружить, что помимо очень редких крупных надписей существовали более мелкие, малозаметные, стилизованные под орнамент или даже вовсе являющиеся деталями рисунка буквы, из которых можно вычитать короткие, но исключительно важные тексты. Таких надписей на несколько порядков больше, чем крупных, и они дают подчас бесценную историческую информацию. Именно на них я и строю данное исследование.
Когда в Европе появились германцы? Прежде чем читать русские надписи на предметах, найденных в Западной Европе, я бы хотел обратить внимание на германцев, которые считают себя автохтонами, самыми первыми обитателями своей местности, но, однако, признают существование в Средние века на своих территориях и многочисленных славян как неких пришельцев. Так ли это? Являются ли германцы исконными обитателями севера Германии и Скандинавии? Пришли ли русские гораздо позже? Нет ли родства у германцев с ныне живущими народами, причем довольно далеко – в Азии? А если есть, то с кем и почему это родство видно и ныне?
Государство Вагрия, которое является целью моего исследования, располагалось на территории современной Германии. Естественно, что, исследуя этот оплот русской культуры на берегах Балтийского моря, я должен хорошо представлять себе, кто противостоял народам, населяющим эту страну, и почему о русском происхождении Мекленбурга современные историки практически ничего не говорят. Ну и, наконец, кто от кого заимствовал язык и культуру – русские от германцев или германцы от русских? Замечу, что пока даже такая постановка вопроса вызывает резкий отпор академической историографии. Нам столько столетий внушали, что русские появились неведомо откуда лишь с IX в., что видеть в германских землях русские надписи кажется просто нереальным.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
к очерку деполитизированной истории
ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА
По работам В.А. Чудинова и других историков России 19 – 21 веков
Государство Вагрия, которое является целью моего исследования, располагалось на территории современной Германии. Естественно, что, исследуя этот оплот русской культуры на берегах Балтийского моря, я должен хорошо представлять себе, кто противостоял народам, населяющим эту страну, и почему о русском происхождении Мекленбурга современные историки практически ничего не говорят.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
К очерку деполитизированной истории
"ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА"
В. А. Чудинов
"...Что обычно хотят видеть потомки? Потомки желают видеть свою историю ясной, прозрачной и мудрой. Они хотят быть уверены, что если их предки откуда-то и пришли на новые земли, то пришли уже довольно подготовленными, с интересной мифологией и религией, ни у кого эти земли не отнимали, никого из-за этих земель не убивали, а если даже и включили местных жителей в свою новую страну, то научили их многим сторонам своей культуры, которой те не владели. Словом, предки были высококультурными, мирными, гуманными по отношению к местному населению людьми и в то же время весьма способными к дальнейшему развитию.
Хорошо, если существующий исторический материал это подтверждает. Правда, если он отсутствует, до некоторой степени придет на выручку археология, которая может подтвердить, что в определенное время на определенной территории проживали определенные народы. Пока, однако, «разрешающая способность» археологии и в вопросах датировки, и в вопросах этнической принадлежности найденных в земле вещей чаще всего много ниже, чем историографии, так что не всегда может помочь и она. Можно попытаться найти некоторые свидетельства в трудах историков или даже писателей, путешественников и просто осведомленных людей других эпох у других народов. К сожалению, этот материал уже к середине XIX в. на распространенных языках был использован. Например, по русской истории изучались не только центральные библиотеки Европы, но и некоторые монастырские библиотеки. В XX в. руки дошли и до более экзотических источников – сведениях о Руси на скандинавских, арабском и персидском языках. Так что к настоящему моменту и этот источник почти иссяк.
Можно придумать своей стране некоторую историю, как мы сейчас наблюдаем в ряде стран бывшего СССР, например, государственность у казахов до вхождения в СССР или неких жрецов – укров, от которых якобы пошла Украина. Это, однако, область не исторической науки, а исторической мифологии. К сожалению, ряд стран Запада этой болезнью не только не переболел, но и болен в наши дни.
infourok.ruМифологический или сказочно-былинный жанр...
Наконец, можно найти какой-то новый исторический источник, до сих пор не исследованный, который проливает дополнительный свет на известные вещи. В моих исследованиях я такой дополнительный источник нашел. Это – эпиграфика. Собственно говоря, данная вспомогательная историческая дисциплина существует уже довольно давно в недрах археологической науки. Но обычно ее вклад в историографию не очень велик и ограничивается прочтением и комментированием какого-либо текста, нанесенного не на бумагу или пергамент, а на камни, металл, дерево, кость, стекло – более прочные материалы, которые могут сохранять надписи в течение столетий, а иногда и тысячелетий..."
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
К очерку деполитизированной истории
"ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА"
В. А. Чудинов
Но информация по истории Древней Руси появляется как из эпиграфических памятников Скандинавии так и из письменных источников даже самой современной Вагрии:
Некоторые данные о присутствии славян в древней Скандинавии
Читая древние рунические надписи Скандинавии, я долго не мог найти прямого подтверждения присутствия славян на севере древней Европы. В опубликованных на сайте Академии Тринитаризма отрывках из книги М. Орбини есть сведения общего характера о славянах в древние времена в Европе,
Азии и даже Северной Африке, однако большинство источников, на которые он ссылается, ныне недоступны. Поэтому я благодарен сербскому ученому и писателю Драголюбу Античу, который, во время Первого международного конгресса
«Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура»,
состоявшемся 12-14 мая 2008 года в Санкт-Петербурге, ознакомил меня с исследованиями А. Вельтмана. Вот некоторые фрагменты из его работ, в которых упоминаются народы древней Скандинавии.
Привожу несколько цитат из работ А. Вельтмана [1, 2], по возможности сохраняя оригинальный текст. Не используемые сейчас дореформенные буквы кириллицы заменены современными, опущен твердый знак в конце слов. Фрагменты, показанные в цитатах жирным шрифтом, выделены мной.
Стр. 58 [1]: «Водворившиеся на острове Зеландия Готы-Дацияне окружены со всех сторон Русскими областями и племенами Славянскими. Они распространяют сперва влияние свое на Кимврийский или Сербский полуостров, потом на Славян-Вандалов или Вендов, на Славяно-Ситунские владения в
Скандинавии; потом на приморскую Холмоградскую Русь и Русь Коногардскую или Гунугардскую; непрерывная борьба идет с Сербами, Славянами, Вандалами, Руссами, Гуннами, и все эти общие прозвания заменяются одно другим».
Стр. 72 [1]: «Спросить теперь, какие были отношения Свевонов Скандинавии к Готам? – Ненависть и постоянная борьба, которых не могла утаить История, при всем желании историков сроднить пришельцев с туземцами. «Они (Свеи) были в постоянной войне с владетелями Готскими» — говорит Гейер в Истории Швеции, но, не решаясь отступать от водворенного мнения, что древние Sueuoni одного происхождения с Готами, Гейер прибавляет: «эти постоянно-враждебные отношения Свеонов к Готам доказывают, что единство происхождения (!) и верования (!) этих двух народов не истребило их независимости и взаимной ненависти (?)». Подобные гипотезы, противные истине, почти всегда обличают сами себя: «однако же, — говорит на другой странице Гейер, — эти народы (Свевы и Готы) смешиваемые ныне, были долгое время различны; но издавна уже единство теократического правления соединило их (?)»*.
* Не древнее верование соединило их, а Христианство, если говорить вообще; в частности же, не спорим, что между Сайванами (Славянами) и во Фракии, и в Дации, и на острове Зеландии были последователи теократизма Готов.
«Изчислим первых владетелей Скандинавии и посмотрим, не вопреки ли смыслу и ходу Истории сроднили их с Готами. На древе рода, как и на простом дереве нельзя скрыть рубец прививки.
Владетельный род Свевонии был Инговский, или, выражаясь по Сербски, Иановский, происходящий от родоначальника Yngae – Инко, Ианко. По другим сказаниям этот родоначальник был Ivar; по отчинному же роду прозывался Сигурдским — Sigurdska atten. Но отбросив обычное придаточное окончание на r, Ivar обращается в Иво, Иово, Иован, Иано – Inge; Sigurd же или Sjurd есть Готское произношение Кимврийского или Сербского Georges; следовательно, Инговский или Иановский род составлял ветвь Юрьевского рода, от которого произходили все великие и удельные Русские князья. Свевонские князья и известны были Истории под названием Fylkis-Kuningar, то есть великие князья, и князья удельные (Skilfingar), точно также, как удельные и великие князья, подвластные Русскому В.К. Олегу».
Стр. 116 [1]: «Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море Северными странами владели Руссы. По народным преданиям, древняя Великая Русь обнимала первоначально всю Скандинавию, все острова Балтийского моря, полуостров Сербский (Chersonesus Cimbrica) и Вендскую землю (Vinland, Vandalorum Terra) между Эльбой и Вислой. В то же время известна уже была и Русь Холмоградская, в последствии Белая, и Русь Кыянская или Киевская, распространявшаяся на всю Волынь и Украйну до Дона и далее. Первенство Киевских князей обозначается восстанием всей Руси в 3-м веке по Р.Х. на Готов-Дациян. Под предводительством Кыянского князя Гано было 170 Русских князей. В 5-м веке то же первенство: вся Русь поднимается сначала под предводительством Киянского князя Болемира, потом довершает победы под предводительством Аттилы».
Из исследования [2] (стр. 2): «Svevi или Германы – не Готы; этому свидетель не один Страбон; да к тому же Готов, до времен Траяна, не существовало в Скандии, откуда историк их Иордан ведет покорять Германов».
Из исследования [2] (стр. 4). К переселениям распавшихся в Азии гражданских обществ, вошедших в состав Запада Европы и имевших влияние на судьбу ее, автор [2] относит:
- Смешанное переселение во времена Иисуса Навина, из Халдеи и Хананеи, в Африку и потом в Иверию.
- Переселение части Лидийцев, предков Латин, на Западные берега Италии, которые были заселены уже Обрами, то есть Иверами же, теснимыми от гор расселением племен Савинских (Славянских).
- Переселение гражданских общин Готов из закавказской Иверии от Аракса, рассеянно, во Фракию, Мизию и потом в Дацию.
Стр. 166 [2]: «Иерархическое общество древних Готов, постоянно теснимое сперва из Азии, а потом из Фракии и Мизии, образовало было свой Готгейм в недрах Карпатов в стране Римских изгнанников, которые без сомнения и были первыми прозелитами их верования и первым приобретением материальной силы. В при-Дунайских Славянских племенах, отстаивающих свои границы от побед Рима, нашли Готы и собственную ограду и даже поборников против общего врага. Но, пользуясь междуусобиями Князей, во время Маробуда, Римляне успели перешагнуть за Дунай и основать Vannii Regnum. Вскоре, Траян проник в Дацию и обратил ее в Римскую провинцию. Готы принуждены были искать новоселья для своей централизации. Для них не оставалось иного пути, кроме как на север, и иного места для поселения, кроме тундр в оконечностях Фанского (Финского) залива; ибо Славяне, составляя между собою родовое и религиозное единство, не допустили бы поселения Чуди в собственных своих областях».
Далее: «По сказаниям или сагам северным, Готы, под владычеством Сиггэ Фридульфзона (Одена) пришли первоначально в Квенландию, то есть в страну Квенов; следовательно, в Каянию (восточная часть Финнии), которой жители и по сие время называются Квенами (Kainulainen), и потом окончательно водворились в Скандии, в стране Ситонов, которые, как видно из Тацита, есть Финское племя.
Предание упоминает, что тут жили уже древние, предшествовавшие Готы (Forn-Joten, Juti, Jotuni); следовательно эти древние Готы суть Чудские племена, получившие название Финнов по смешению с коренными Вендскими племенами».
Среди главных выводов исторического исследования [2], размещенных на стр. 168 -171, к вопросу о народах Скандинавии относятся следующие два пункта: «1. Под именем Germani, в смысле племен, Римляне понимали многочисленные племена Славян» и «4. Часть Гетов или Готов (Магов), рассеянных во времена Кира по всей Азии, и преследуемых им, переселились из страны при-Каспийской во Фракию, Мизию и на Дунай. В 4-м веке до Р.Х. знает их уже во Фракии Геродот. Около 1-го века до Р.Х. они сосредоточились в Дации. По покорении же Дации Траяном, в исходе 1-го века по Р.Х., главное иерархическое правительство их перешло в Квенландию (нынешнюю Финнию) и потом водворилось в Скандии. Оставшаяся в Дации и Мизии часть Готов, вероятно прозелитов их верования, покорилась Римлянам».
Отсюда становится понятным, почему все известные рунические
Один и Готы дацияне
памятники Скандинавии и другие находки с руническими надписями непременно датируются временем не ранее второго века н.э., то есть после появления Готов в Скандинавии. Но тут «темные историки» (историки темных веков) и лингвисты не учли одну мелочь:все сохранившиеся древнейшие рунические надписи читаются Славянскими рунами на Русском языке и никакого отношения к Готам не имеют. Иначе они давно были бы прочитаны на древних или не столь древних германских языках. Ведь по основным источникам «темных историков» германские руны дал Один, который, как следует из цитированного выше, пришел в Скандинавию в конце первого – начале второго века н.э.
В предыдущей своей статье [3], не имея никаких исторических сведений, а основываясь только на заданной историками датировке рунических камней, я предположил, что Один появился в Скандинавии только к концу первого тысячелетия. Из исследований [1, 2] следует, что это не так. По-видимому, военное, политическое и этнокультурное завоевание Скандинавии продолжалось в течение всего первого тысячелетия н.э.
А. Вельтман в своих исследованиях [1, 2], написанных почти полторы сотни лет назад, ссылается на многочисленные сведения, дошедшие из древности, и прямо утверждает, что древняя Скандинавия – это древняя Русь. Он не мог знать, что древние рунические надписи Скандинавии принадлежат Славянам. Кроме того, большая часть этих рунических надписей была найдена менее ста лет назад, а прочитаны они только в 2007 – 2008 годах. Труды А. Вельтмана до мая 2008 года мне известны не были, так что обвинить нас в сговоре крайне трудно. А опровергнуть прочтение большинства древних рунических текстов никаким заказным историкам и лингвистам уже не под силу, — слишком много явных смысловых текстов, чтобы предположить случайное совпадение знаков или их подгонку.
Скандинавия – страна Русов
Наряду с многочисленными памятниками со славяно-арийскими символами, разбросанными по всей Европе, существуют и памятники с руническими письменами, возрастом от двух до полутора тысяч лет. Особенно много таких памятников в Северной Европе, в Скандинавии.
К ним относятся, прежде всего, рунические камни, которые современные учёные относят к периоду I-V веков н.э., хотя и предполагают, что их возраст значительно больше, и брактеаты – плоские тонкие монеты из золота или серебра с чеканкой на одной стороне (мы сегодня называем такие изделия медальонами).
Всегда считалось, что рунические письмена эти написаны древне-германскими рунами или так называемым «старшим футарком». Однако, ни одна руническая надпись, относящаяся к этому периоду, этими рунами прочтена не была. В том смысле, что рунологи и историки как бы что-то читали при помощи футарка, но на выходе получали безсмысленный набор букв, который затем «приводили» к более-менее удобоваримому виду, используя всевозможные натяжки и допущения. За 90 лет своего существования западная рунология так и не прочитала нормально ни одну руническую надпись.
Единственным подходящим инструментом для прочтения скандинавских рун оказались славянские руны. С их помощью надписи читаются прекрасно, безо всяких подгонок, как это ни прискорбно для ортодоксальных учёных. Заставил скандинавские руны говорить по-русски Олег Леонидович Сокол-Кутыловский, член-корреспондент РАЕН, научный сотрудник Института геофизики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург).
Он проанализировал рунические надписи на 35 брактеатах, около 30 надписей на застёжках и украшениях, кольцах, медальонах, монетах, оружии, на 30 рунических камнях и около десятка надписей на кости и дереве. География памятников рунической славяно-арийской письменности, которые он нашёл, впечатляет. Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, Польша, Литва, Украина, Франция, Болгария, Венгрия, Сербия и европейская части Турции. Он написал пару десятков статей, где подробно рассказал о своих исследованиях (см. http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/01/0766-00.htm). Учёный пришёл к закономерному выводу: практически все древние рунические надписи северной и центральной Европы, считавшиеся ранее германскими, осмысленно читаются на славянском (русском) языке.
Давайте и мы почитаем некоторые свидетельства, открытые русским учёным, которые оставили наши далёкие предки две тысячи лет назад, когда Скандинавская земля была их родиной.
Надписи на рунических камнях
Самым известным руническим камнем в Северной Европе является камень из шведского города Рёка. Камень содержит самую длинную руническую надпись из числа известных. Она состоит из 762 рун и датируется IX н.э. веком. Текст написан на всех сторонах камня, включая торцы и верх.
Рёкский камень.
Шведы «расшифровали» надпись следующим образом:
«О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына. Скажи, память, какой добычи было две, которую двенадцать раз на поле брани добывали, и обе брались вместе, от человека к человеку. Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов и до сих пор все первый в битве. Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов. Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов».
Однако, русский учёный Сокол-Кутыловский, используя славянские руны, приводит свою расшифровку каждой строки надписи, которая оказалась гораздо длиннее шведской, и доказывает, что «шведская руническая поэма» не имеет ничего общего с тем, что написано на камне в действительности. Ни о каком Вемуде в ней речь совсем не идёт, как и о Тьодрике, которого отождествляют с королём вестготов Теодорихом. Более того, своей расшифровкой он разбивает миф о древней поэтической рунической литературе шведов. Единственной правильной догадкой шведских рунологов является то, что камень является монументом павшим. Что же на нём написано, на самом деле? Приведём фрагмент расшифровки надписи, которая полностью приведена в статье учёного «Рунический камень из Рёка: мифы и реальность»:
«Поставили своим званным. Они жизни решили отдать [за] рагов. Не равное сражение то не они начали, они вступили в их бой, так как к ним пришли… Войско они разбили то. Пусть земли к ним отойдут… Датчане напали на земли, на них слуг (работников) владельца тех их земель. Не иначе, как считали установить налог (на) землю их склоняли их ту землю отдать им… Если бы не были неры Ниваннед, Ваннед и Неванхнанне на службе у владельца земли… И не нападают на земли те. Нет датчан тех, так как неры … охраняют, так как дали (им) земли, их земли…»
Речь идёт о конфликте между земледельческими общинами славянских народов рагов и неров с одной стороны, и датчанами с другой. Датчане попытались собирать с соседей дань, но получили отпор, причём решающую роль в этом сыграли неры, которым и был поставлен этот памятник. Они пришли на помощь рагам. Из расшифровки надписи можно понять, что неры работали в тех местах по найму. После конфликта они получили часть граничащих с датчанами пахотных земель в собственность и обязались их за это охранять от посягательств датчан.
Спор между норманистами и антинормнистами продолжается и сегодня. И, казалось бы информация из Мекленбургских генеалогий ставит точку в этом споре, т.к. хотя варяги и скандинавы, но они славяне – русы. Но норманистами выдвинут аргумент – русы являются германскими племенами. Свидетельства Иордана о том, что русы-вандалы это славяне безапелляционно отметаются и выдвигается ничем не подтверждённое утверждение русы – норманы.
Древняя Скандинавия – страна Русов, Древняя Русь.
"...Ценнейшими источниками, практически не изученными ни в нашей стране, ни зарубежом, являются
мекленбургские генеалогии.
Этот корпус в целом формирует генеалогическую традицию о начале Руси, происхождение которой связывали с землёй Мекленбург в Северной Германии.
Генеалогия – это сложный источник, который непросто использовать в историческом исследовании. Зачастую даже пишут о его «ненаучности», т.к. составители родословных не ставили перед собой специальных исследовательских целей и задач. Например, в 1708 г. вышло первое издание «Генеалогических таблиц» Иоганна Хюбнера, которое было настолько популярным, что было несколько раз переиздано.[4] Хюбнер, как и многие другие составители генеалогических сборников, вряд ли сам исследовал генеалогии, приводя без комментария две различные родословные Рюрика, по одной из которых тот был варяжским князем, основателем древнерусской княжеской династии, отцом Игоря, а по другой – потомком вандальских королей, правивших в Мекленбурге.[5]
В то же время на основе генеалогического материала начали писать первые научные исследования. В 1716 г. Фридрих Томас издал труд, посвящённый свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и Екатерины, дочери царя Ивана V. Книга затрагивала вопросы генеалогического родства двух династий.[6] Вскоре вышла работа профессора и д-ра теологии Ганса Клювера об истории мекленбургского герцогства в трёх томах.[7] Позднее в Лейпциге появляется фундаментальный труд Матиуса Иоанна фон Бэра под названием «Rerum Meclenburgicarum» на латыни, а вскоре увидел свет и немецкий перевод.[8] На протяжении всего XVIII в. – времени укрепления русско-немецких политических и династических связей – было издано немало работ, в которых происхождение Руси связывалось с Мекленбургской областью.[9]
К тому времени немецкая письменная и генеалогическая традиция о Древней Руси вполне сложилась. Наиболее ярко она была выражена в «Записках о Московии» Сигизмунда Герберштейна, побывавшего в России в 1517 и 1526 гг. На Западе в Герберштейне видели «Колумба России», он одним из первых рассказал европейскому читателю о русской державе, о её быте и истории.[10]Герберштейн коснулся также вопроса о происхождении русского правящего дома и высшей знати, которые принадлежали к династии Рюриковичей.
«Если принять во внимание, – писал он, – что они (т.е. московиты, – В.М.) сами именуют Варяжским море Балтийское и то, которое отделяет от Швеции Пруссию и Ливонию, а затем и часть их собственных владений, то я лично полагал, что князья их были, по соседству, или шведы, или датчане, или пруссы. Далее, по-видимому, славнейший некогда город и область вандалов, Вагрия, была погранична с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии, и при том само оно и тот залив, который отделяет Германию от Дании, равно как Пруссию, Ливонию и, наконец, приморскую часть Московского государства от Швеции, и доселе ещё удерживает у русских своё название, именуясь
Варецкое море, т.е. Варяжское море.
Сверх того, вандалы в то же время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию. На основании этого мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее от вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком».[11]
С. Герберштейн выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. Его разделял, к примеру, Николай Маршалк – выдающийся представитель северогерманской науки, который был одним из тех, кто вывел мекленбургскую историческую школу на качественно новый уровень, переиздал множество классических трудов, предложил ряд собственных гипотез в области древней истории. Маршалк широко использовал мекленбургские генеалогии, восходившие к королям вандалов, и находил в них «русские» корни через древнее родство вандалов с руссами и герулами. ..."
Мне посчастливилось обнаружить, что помимо очень редких крупных надписей существовали более мелкие, малозаметные, стилизованные под орнамент или даже вовсе являющиеся деталями рисунка буквы, из которых можно вычитать короткие, но исключительно важные тексты. Таких надписей на несколько порядков больше, чем крупных, и они дают подчас бесценную историческую информацию. Именно на них я и строю данное исследование.
Когда в Европе появились германцы? Прежде чем читать русские надписи на предметах, найденных в Западной Европе, я бы хотел обратить внимание на германцев, которые считают себя автохтонами, самыми первыми обитателями своей местности, но, однако, признают существование в Средние века на своих территориях и многочисленных славян как неких пришельцев. Так ли это? Являются ли германцы исконными обитателями севера Германии и Скандинавии? Пришли ли русские гораздо позже? Нет ли родства у германцев с ныне живущими народами, причем довольно далеко – в Азии? А если есть, то с кем и почему это родство видно и ныне?
Государство Вагрия, которое является целью моего исследования, располагалось на территории современной Германии. Естественно, что, исследуя этот оплот русской культуры на берегах Балтийского моря, я должен хорошо представлять себе, кто противостоял народам, населяющим эту страну, и почему о русском происхождении Мекленбурга современные историки практически ничего не говорят. Ну и, наконец, кто от кого заимствовал язык и культуру – русские от германцев или германцы от русских? Замечу, что пока даже такая постановка вопроса вызывает резкий отпор академической историографии. Нам столько столетий внушали, что русские появились неведомо откуда лишь с IX в., что видеть в германских землях русские надписи кажется просто нереальным.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
к очерку деполитизированной истории
ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА
Источник: nethistory.su
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]